Досвід роботи


Создание ситуации успеха у младших школьников путём формирования ключевых компетентностей

Детство – важнейший период в человеческой жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку, что вошло в его разум, от этого зависит каким станет человеком, сегодняшний малыш. Учителю начальных классов отводится огромная роль в развитии и воспитании этого маленького человека. «Что скажешь, чему научишь, учитель!?»

Младший школьник видит в своем учителе идеального человека. И душевные богатства учащегося начальных классов множатся через духовные богатства учителя, так как дети  данной возрастной группы во всем стремятся подражать и копировать своего учителя. Я стараюсь выработать такие человеческие  отношения, как душевная щедрость, доброжелательность, чуткость к человеку, понимание его, толерантность во всем, ответственность, трудолюбие, умение доводить дело до конца.  Я считаю, что главными качествами педагога являются доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком «поступать по зову души, мысли и сердца».
А самое главное для меня сегодня –  закладывать основу умения учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Развитие маленького человечка можно сравнить с музыкой, разыгрывающейся на огромном органе, у которого множество регистров, клавиатур, включающихся в определенное время и на определенный срок. Если в это время не сыграть в этом регистре, он замолкнет навсегда. То что не сформировано у ребят в нужное время, может быть исправлено  потом лишь частично, да и то не всегда.
Я считаю, что реализация личностно – ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении в получении знаний.

Ещё В. А. Сухомлинский говорил «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
И это особенно важно на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где « неудача приносит настоящее горе. И только успех в учении  - единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей учебного процесса.
Главный смысл учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха.  Здесь важно разделять понятие «успех» и «ситуация успеха»

    Моя задача  в том и состоит, чтобы дать каждому воспитаннику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, проверить себя.
        
       Эта  система может иметь позитивные и негативные моменты.
         
      Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться.  Для этого рассмотрим способы и приёмы создания ситуации успеха.
         
  Я использую много интересных, нестандартных приёмов для создания ситуации успеха. Например: создание положительного  настроения на работу  я начинаю с таких слов:
    -Улыбнёмся друг другу, дети. У нас всё получится.
    -Ну-ка, проверь дружок, ты готов начать урок?
    -Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

 Давайте рассмотрим технологические операции создания ситуации успеха:        

  1. Снятие страха.
Назначение: Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценка окружающих
Речевая парадигма: «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»
  2. Авансирование успешного результата
Назначение: Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
Речевая парадигма: «У тебя обязательно получиться».
                                      «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах
Назначение: Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
         Речевая парадигма: «Возможно, лучше всего начать с ….»
         «Выполняя работу, не забудьте о… »
  4. Внесение мотива
Назначение: Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения
Речевая парадигма: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться ... »
  5. Персональная исключительность
Назначение: Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности
Речевая парадигма: «Только ты и мог бы .... »
«Только тебе я и могу доверить ... »
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой ... »
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
Назначение: Побуждает к выполнению конкретных действий
Речевая парадигма: «Нам уже не терпится начать работу ... »
                                   «Так хочется поскорее увидеть ... »
 7. Высокая оценка детали.
Назначение: Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали
Речевая парадигма: «Тебе особенно удалось сделать ... »
                                      «Больше всего мне в твоей работе понравилось ... »
                            
    Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат  продуманной, подготовленной деятельности учителя

    Общая радость состоит в том, что  бы  ученик  достиг  нужной  для  себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или  спонтанной, заметной или незаметной.
    Общей радостью считают  только  те  реакции  коллектива,  которые  дают
возможность ребенку  почувствовать  себя  удовлетворенным,  стимулируют  его усилия.

    Радость познания

  Радость  учебного  процесса  и  радость  познания  тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже.
    Учебный труд может доставлять радость не столько  от  познания  нового,
сколько от других факторов. Радость познания  по  своей  сути  альтруистична.
 Познание опирается на  самообразование,  на  самопознание.  Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может  родится  без  серьезных причин. Ее главное условие – общение.
    Выращивание познавательного интереса и  есть  предмет  заботы  учителя,
формирующего радость познания.      
    Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.       
    В 1 классе на уроке обучения грамоте  «Волшебные карандаши» оживляли буквы при помощи  шаблонов и цветных карандашей.  Детям предлагалось задание  передать своё настроение или оживить букву при помощи цвета.
        
    Сколько было эмоций!  Радостные улыбки, глаза учеников – это ли не успех  на  уроке!
         
  Я считаю, что ситуация  успеха снимает ряд тяжёлых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте  характера, изолированности в классе, лености.  Создание ситуации успеха – это эффективное средство формировании положительного отношения к процессу обучения.
       Чтобы успешно обучать детей  нужно постоянно работать над повышением своего научного уровня, активно заниматься самообразованием.

Работа в районной динамической группе


Закончить хочу словами Б.Л.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти                       
До самой сути.                                              
В работе, в поисках пути,                           
В сердечной смуте.                                      
До сущности протекших дней,                  
До их причины.      
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
 Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.




Немає коментарів:

Дописати коментар